Автор: S1B aka Furius Angel (Security Bunker Team)
www.secbun.info
INTRO
Все мы знаем что PHP предназначен для быстрого создания динамических Web страниц. Во всяком случае именно это написано на официальном сайте разработчиков PHP. Однако почему бы не попробовать найти PHP "немного" иное применение, например, попробовать создать полноценное приложение для Windows? Заинтересовал? Тогда понеслась!
Чёрный квадрат
Приложения делятся на консольные и оконные. Начнём с создания первых, так как это проще. Итак, для начала нужно определиться с тем, что мы будем писать... я предлагаю написать простой MD5 & Base64 Encoder - вещь в хозяйстве нужная и полезная, тем более здесь всё достаточно просто. Для запуска PHP скрипта из командной строки и передачи ему нужных параметров используется следующая конструкция:
php.exe [опции] [-f] <наш скрипт> [параметры]
Что касается содержания самого скрипта, то количество переданных параметров хранится в переменной $argc, а сами параметры хранятся в массиве $argv. На этом краткий инструктаж по консольным приложениям закончен и пришла пора приступить к активным действиям.
Чтобы не утруждать Вас написанием скрипта, я решил написать его за Вас. Вот что у меня получилось:
if($argc!=3) { echo "
+--------------------------------------+
| Create MD5 hash: enc md5 string |
| Create Base64 hash: enc b64 string |
+--------------------------------------+\n";
} else {
echo "\n";
if($argv[1]=='md5') { // MD5 encode
echo md5($argv[2])."\n\n"; die();
}
if($argv[1]=='b64') { // Base64 encode
echo base64_encode($argv[2])."\n\n"; die();
} else { echo "Unknown command. Type \"enc\" for help.\n\n"; }
}
?>
Скрипт написан и теперь самое интересное - компиляция в EXE приложение. Для компиляции консольных приложений я использую Roadsend Compiler Studio. Его можно скачать на сайте www.roadsend.com после бесплатной регистрации. Скачали? Теперь открываем Roadsend IDE, создаём новый проект (Project -> New), прописываем необходимые параметры (наш скрипт рекомендую кинуть именно в директорию проекта), жмём "OK" и наконец даём заветное Project -> Build. Теперь направляемся в папку с проектом и если Вы всё правильно сделали - в ней Вы найдёте готовый EXE. Это всё? Да. Всё просто, если знать некоторые нюансы. Единственное что я рекомендовал бы - иногда полезно пошаманить с подключаемыми библиотеками, а так же можно упаковать наш EXE UPX`м, хотя эту тему я затрону чуть ниже. Теперь перейдём к оконным приложениям...
Окошки
Как Вы наверное уже догадались - при создании оконных приложений штатными средствами PHP уже не обойтись, поэтому для начала нужно выбрать инструмент для разработки нашего окошка. Среди всех инструментов больше всего выделяются два - это достаточно раскрученый PHP-GTK (www.gtk.php.net) и менее раскрученный, но не менее функциональный WinBlider (www.winbinder.org). Здесь как раз тот случай, когда более раскрученный и известный оказывается не так уж и хорош (это моё имхо), поэтому для разработки нашей первой форточки на PHP мы будем использовать WinBlinder. Для начала его нужно скачать. Готово? Окей, двигаемся дальше...
Винблиндер имеет свой собственный формат данных - phpw, который Вы можете сразу смело привязывать к вашему любимому редактору кода. По умолчанию при запуске phpw файла открывается содержащийся в нём PHP скрипт и прогоняется через интерпретатор с уже подключеными библиотеками блиндера. Как Вы наверное поняли - учится программировать на этой балалайке Вам придётся самим, однако в это нет ничего сложного, особенно человеку хоть немного знакомому с ООП в PHP. Однако даже незнакомый тоже сможет на нём кодить, так как по сути блиндер (в отличии от PHP-GTK) поддерживает и процедурное программирование. Кроме того WinBlinder весьма неплохо документирован, а инсталл архив уже содержит в себе несколько весьма любопытных примеров (особое внимание прошу обратить на редактор форм). У блиндера есть ещё куча фишек, функций и интересностей, но рамки данной статьи не позволяют мне на них останавливаться. Теперь пожалуй самое подходящее время вспомнить о нашем кодере. Чтобы не перегружать всё кодом я решил написать лишь MD5 Encoder:
// Подключаем основную библиотеку
include "include/winbinder.php";
// Даём метки окнам редактирования
define('IDC_EDITBOX1002', 1002);
define('IDC_EDITBOX1003', 1003);
// Рисуем окошко
$winmain = wb_create_window(null,
AppWindow,
'MD5 Hash Generator by S1B [SBT]',
WBC_CENTER, WBC_CENTER, 315, 134,
0x00000000, 0);
// Шпигуем окошко кнопками
# Рисуем рамочку
wb_create_control($winmain, Frame, '', 10, 10, 290, 85, 0, 0x00000000, 0, 0);
# Рисуем надписи (лейблы)
wb_create_control($winmain, Label, 'Текст:', 23, 35, 45, 15, 0, 0x00000000, 0, 0);
wb_create_control($winmain, Label, 'Hash:', 23, 65, 45, 15, 0, 0x00000000, 0, 0);
# Рисуем окошки редактирования (нижнее будет неактивным), и загоняем их данные в переменные
$text=wb_create_control($winmain, EditBox, '', 78, 30, 210, 20, IDC_EDITBOX1002, 0x00000000, 0, 0);
$hash=wb_create_control($winmain, EditBox, '', 78, 60, 210, 20, IDC_EDITBOX1003, 0x00000040, 0, 0);
// Две необходимые надписи =)
wb_set_handler($winmain, "process_main");
wb_main_loop();
function process_main($window,$id) {
# Объявляем данные окошек редактирования глобальными
global $text,$hash;
switch($id) {
case IDC_EDITBOX1002:
wb_set_text($hash,md5(wb_get_text($text)));
break;
case IDCLOSE:
wb_destroy_window($window);
break;
}
}
?>
Код достаточно прост и думаю посидев с документацией 1-2 часа Вы начнёте разбираться в нём так же, как и я. Ну а теперь кульминация - собираем форточку... Для этого предлагаю создать отдельную директорию и перенести наш скрипт туда. Так же нужно перенести туда папку include из phpcode директории винблиндера. Готово? Теперь компилируем! Эээ... стоп не нужно хвататься за Roadsend IDE. Как? А вот так! Он не поддерживает блиндер, а поддерживает только GTK, причём судя по туманным ответам разработчиков Roadsend на их форуме - поддержку блиндера можно ещё долго ждать. Однако вытрем сопли, и будем искать другие пути, и имя этим путям Bamcompile (www.bambalam.se/bamcompile/). Однако по каким-то причинам версия 1.21 не всегда верно работает и иногда компилирует всё в неработающее приложение, однако версия 1.1 такими глюками не страдает, поэтому рекомендую использовать её. Теперь щедро выделяем для нашего компилятора отдельную папку, заходим в командную строку и гордо командуем:
bambalam -w -c C:\PHP_Projects\MD5_Hash_Generator\ md5.phpw md5.exe
Если всё сделано правильно, то в директории с компилятором будет лежать свежесколоченое оконное приложение. Всё. Добавлю лишь, что все приложения я ещё рекомендовал бы упаковывать UPX`ом (который идёт сразу с Bamcompile).
Волшебный ларец
Все вышесказанное конечно весьма интересне и познавательно, однако бывают моменты когда нужных инструментов под рукой нет... Что делать тогда? Специально для такого случая есть один весьма любопытный приём получения EXE через шаманство в опциях SFX архива WinRAR. В качестве примера я буду использовать наш первый скрипт для консоли. Для начала помещаем наш скрипт в отдельную папку, туда же копируем php.exe и php*ts.dll. Далее создаём в этой же папке run.bat следующего содержания:
@echo off
php.exe -q console.php %1 %2
Теперь нам необходимо это добро упаковать, для этого выделяем все файлы, жмём правой кнопкой и выбираем "Add to archive...".
В появившемся окне выбираем формат архива RAR, выставляем максимальное сжатие и ставим галочку "Create SFX archive".
После этого переходим во складку "Advanced -> SFX Options", там выставляем переключатель на "Create in curent folder" и в "Run after extraction" прописываем "run.bat", а так же во вкладке "Modes" выставляем галочку "Unpack to temporary folder", а так же выставляем переключатели "Hide all" и "Overwrite all files".
По вкусу можете прилипить свою иконку в соответвующей вкладке. Теперь подтверждаем создание архива и на выходе получаем EXE без всяких компиляторов.
OUTRO
Итак, сегодня я показал Вам, как легко и просто можно раздвинуть границы использования PHP. Конечно кто-то всё это назовёт бредом, скажет мол размер у приложений большой, и память у них течет, и муторно всё это. Пусть говорят, однако никто не призывает Вас писать все оконные приложения на PHP, а данная статья лишь неплохое подспорье для пхп кодеров и всех интересующихся. На сим я закончу. Удачи. |